Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
39, С. 470-474 опубликовано: 3 марта 2020г.


КУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Курской и Рыльской епархии Курской митрополии), находится в г. Курске.

1628-1920 гг.

Впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1631 гг.: «...на посаде, за большим старым острогом, Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновленного храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге осадной двор, что купила игумения Сундулия с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина» (Ларионов. 1786. С. 19). Мон-рь владел деревнями в 26 крестьянских и бобыльских дворов, в городе ему принадлежали 2 слободы, в к-рых было 131 и 119 дворов, где насчитывалось 304 чел. муж. пола. Население слобод состояло из ремесленников (кузнецов, гончаров, портных, сапожников) и торговцев (Курск: Очерки. 1957. С. 17). Упомянутая игум. Снандулия являлась, вероятно, 1-й настоятельницей обители (Емилия (Лебедева). 1912. С. 19). В 1634 г. монастырская слобода была сожжена польск. войсками под командованием кн. Иеремии Михаила Корибута-Вишневецкого, но уже в 1646 г. насчитывала 119 дворов.

Курский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Курский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Курский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

По преданию, в пожаре 1680 г. сгорели все постройки монастыря, но в 1681 г., при игум. Пелагии, в К. м. был выстроен деревянный храм во имя Св. Троицы с приделом в память Обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. в К. м. был заложен и вскоре возведен каменный 2-этажный собор Св. Троицы с нижней ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Нек-рое время монастырский храм был приходским: миряне ходили только в верхнюю Троицкую ц., а монашествующие - в нижнюю.

В 1722 г., согласно рапорту игум. Варвары в Синод, в К. м. проживала 41 насельница, в т. ч. 35 монахинь, казенного жалованья, руги, мон-рь не имел (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 406-407); в 20-х гг. XVIII в. упоминаются 2 схимонахини: Мариамна (77 лет) и Таисия (79 лет) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 215. Л. 273). По данным ревизии 1744 г., в монастырской вотчине - с. Покровском - проживали 464 крестьянина, к-рые поставляли в обитель конопляное масло, яйца, лен. Монастырская пашня составляла 72 дес. Крестьяне ловили для монастыря рыбу в р. Семь (Сейм) (Дюдина. 2008. С. 104). В 1787 г. имп. Екатерина II при посещении Курска пожертвовала обители 300 р. В 2 кварталах от К. м. стоял дом купцов И. И. и А. Ф. Мошниных, которые, вероятно, посещали обитель вместе с сыном Прохором (прп. Серафимом Саровским).

В 1764 г. К. м. был зачислен в разряд третьеклассного. При настоятельнице (1762-1765) игум. Митродоре (Долгинцевой; † 31 дек. 1765) в К. м. проживали 15 монахинь, служили 2 священника: Иоанн Матчин и Михаил Нифонтов, дьячок Михаил Матчин, пономарь Василий Калмыков, а также плотник Дмитрий Сойников, бондарь Федор Сойников и портной Василий Гусельников. В 70-х гг. ХVIII в. Троицкий храм был отремонтирован, убранство украшено лепными изображениями: в куполе - Господа Саваофа, по сторонам - ангелов и 4 евангелистов в парусах. В 1773-1774 гг., при игум. Епистимии, нижняя ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери была обновлена; в кон. XVIII в., при игум. Афанасии, с зап. стороны монастыря выстроена каменная ограда; в 1818 г., при игум. Анфии (Навроцкой), отлит для монастырской колокольни взамен разбитого колокол в 194 пуда; в 1829 г., при игум. Досифее, выстроены настоятельские кельи. По плану 1822 г. владения К. м. простирались на 40 саж. в длину и 53,5 саж. в ширину. В 1824 г. коллежский секретарь С. Г. Гладков пожертвовал в пользу К. м. дом и сад, прилегавшие к мон-рю с юго-вост. стороны. В 1827 г. Е. М. Спешнева передала мон-рю земли с сев. стороны, на к-рых впосл. сооружены просфорная и игуменский корпус, в 1829 г. Е. К. Коптева пожертвовала 2 дома с флигелем. В 1832 г., при игум. Тавифе, были выстроены каменная ограда и св. врата при въезде в обитель с 2 небольшими кельями по сторонам.

В 1836 г. по инициативе настоятельницы (1831-1849) игум. Тавифы († 1867) к зап. стене Троицкого храма была пристроена теплая церковь в честь монастырской святыни - Новодворской иконы Божией Матери. С сев. и юж. сторон теплого храма были устроены коридоры, служившие входом в верхнюю Троицкую холодную ц. Курская купеческая вдова А. И. Гладкова пожертвовала 5000 р. ассигнациями на постройку теплой церкви. По преданию, однажды К. м. посетила странница, которая, взглянув на монастырскую Новодворскую икону, со слезами упала пред ней в молитве. Затем женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды во сне увидела икону Богородицы, Которая обещала ей полное исцеление, если она разыщет образ. Получив облегчение от недуга, женщина странствовала в поисках и, найдя эту икону в К. м., окончательно исцелилась. В память о чуде, явленном от Новодворской иконы, был освящен престол новопостроенного храма, а образ разместили за правым клиросом. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены 2 придела: северный - в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный - во имя прп. Мирона. Под храмом размещалось неск. келий. При игум. Алевтине были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской ц.

В 1849-1865 гг. К. м. возглавляла игум. Алевтина (Недельская), постриженица Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря, келейница игум. Анатолии (Яновской), ученицы оптинского старца Льва (Леонида) (Наголкина). В 1851 г. К. м. занимал пространство длиной 71 саж. и шириной 37 саж. «На сем весьма ограниченном участке земли,- писала игум. Алевтина в прошении на имя Курского архиеп. Илиодора (Чистякова), - стоит каменный двухэтажный храм во имя Живоначальной Троицы и 37 келий, в коих помещаются 398 душ женского пола, посвятивших себя на служение Богу уединенною жизнью». В 1860 г. к Троицкой ц. пристроили приделы: в южном освятили престол в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а в северном устроили ризницу.

27 сент. 1852 г. по ходатайству игум. Алевтины при К. м. была открыта монастырская больница на 10-12 мест, в организации которой участвовало Курское попечительство о бедных духовного звания, приславшее 1 тыс. р. на покупку дома и ежегодно переводившее в пользу больницы по 300 р. Курский архиеп. Илиодор пожертвовал 500 р., помещик А. А. Нелидов завещал на нужды больницы выплачивать по 200 р. ежегодно. 29 июня 1853 г. в К. м. была открыта богадельня на 8 престарелых сестер. Первоначально она располагалась в кельях под теплой церковью, позже была переведена в новый монастырский корпус.

Сохранилось 18 писем оптинского старца прп. Макария (Иванова) игум. Алевтине (РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 11). В 1865 г. игум. Алевтина была погребена в сев.-зап. углу Смоленского храма.

29 авг. 1865 г. в сан игумении была посвящена мон. София (Ступина; 1817-1909), ученица оптинских старцев, в т. ч. прп. Леонида (Наголкина). Во время ее настоятельства, к 1892 г., в К. м. проживало 425 сестер, обитель достигла наибольшего расцвета. Здесь подвизались слепая старица Рахиль (в схиме Серафима), имевшая дар прозорливости, ризничная мон. Пиама († 1878), мон. Еликонида, отличавшаяся необычайно кротким отношением к сестрам, схим. Александра († 1895) и мон. Ангелина († 1895). В сев.-вост. угловой башне ограды К. м. проживала юродивая Евдокия Алексеевна Расторгуева (1790-1870).

В 1870 г. в К. м. был пожертвован список Тихвинской иконы Божией Матери, принадлежавший роду Трубицыных. По преданию, однажды Трубицыны переезжали из одного имения в другое и везли с собой Тихвинскую икону, которая была закрыта полотном. Дорогой пошел дождь, поднялся сильный ветер, стекло на иконе разбилось, и мокрое полотно ударяло о лик Богородицы. По приезде на место обнаружилось, что лик Богоматери смыт. Немедленно был приглашен живописец, к-рого поместили в комнате, где стояла икона. Ночью он проснулся от света, исходящего от образа Богоматери. Живописец потерял сознание, а когда очнулся, свет исчез. Подойдя к образу, он увидел, что лик Божией Матери уже не нуждается в исправлении: икона сама обновилась. Николай Трубицын отдал чудотворный образ в Курскую Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. После смерти Николая его жена, Е. Н. Трубицына, поступила в К. м. и приняла постриг в рясофор с именем Леонида. Старинная икона находилась в Новодворском храме с правой стороны. 15 июня 1881 г. с Афона в Курск была привезена икона Божией Матери «Достойно есть». По благословению игум. Софии она была поставлена в Новодворском храме с левой стороны в резном вызолоченном киоте, в 1883 г. украшена серебряной вызолоченной ризой.

В 1883 г. в дер. Шуклинка, в 7 верстах от Курска, на земле, пожертвованной купцом Д. Созоновым, был устроен Александро-Невский скит. 26 авг. 1891 г. в скиту Курским еп. Иустином (Охотиным) была освящена каменная ц. во имя св. Александра Невского и равноап. Марии Магдалины с колокольней (в память избавления имп. Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 окт. 1888 на ст. Борки). В качестве благодетелей церкви-памятника выступили курские дворяне, собравшие деньги на покупку напрестольного убранства, а также инокиня Лидия, пожертвовавшая 3 тыс. р. на постройку храма. Свой вклад внесли и курские учебные заведения. На освящении присутствовали директор муж. гимназии Д. Г. Жаворонков (1821-1901; почетный гражданин г. Курска, похоронен в ограде мон-ря), ген. Н. И. Чагин и др. 25 сент. 1903 г. был освящен скитский теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сент. 1898 г. освящена скитская монашеская богадельня на 10 престарелых насельниц. В 1909 г. в скиту был устроен колодец.

14 февр. 1869 г. в К. м. была открыта 2-классная (старшее и младшее отд-ния) школа для девочек, в 1888 г. преобразованная в церковноприходскую одноклассную с 3 (позже с 4) отд-ниями. Школа считалась приготовительным учебным заведением для поступления в старшие классы епархиального жен. уч-ща или в Мариинскую жен. гимназию. Обучение было бесплатное и сначала сословное (для девиц духовного звания, в т. ч. сирот, заботу о к-рых полностью брал на себя мон-рь), позже стали принимать детей всех сословий. Забота о воспитанницах, а также содержание в чистоте и порядке помещения поручались сестрам обители. Преподавание велось монастырским священником и теми насельницами, к-рые получили образование до поступления в мон-рь. Преподавали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику, географию, рукоделие. В 1874 г., при игум. Софии, монастырскую школу посетил архиеп. Литовский и Виленский Макарий (Булгаков).

Игум. София была попечительницей 2 приютов для детей-сирот (для мальчиков и девочек), помогала пожертвованиями Курской ДС, являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела ИППО, принимала активное участие в работе Имп. Археологического об-ва. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. игум. София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. Под ее опытным руководством в лазарете трудились усердные сиделки. В 1883 г. 12 сестер, в т. ч. и игум. София, были награждены почетным знаком «Красного Креста». В течение 29 лет игумения была начальницей жен. епархиального уч-ща и ежегодно жертвовала свой годовой оклад (500 р.) в его пользу. Из воспитанниц сформировался один из лучших хоров города. Училищная б-ка являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом женское уч-ще посещали обер-прокуроры Синода.

За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игум. София была удостоена многочисленных наград от Синода, религиозно-просветительских и научных об-в. Она также была награждена 3 наперсными драгоценными крестами из Кабинета царей Александра II и Александра III. Кроме того, игум. София получала благодарности от имп. Александра II, имп. Марии Александровны, вел. кн. Сергея Александровича.

За время настоятельства игум. Софии К. м. посетили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев вместе с тайным советником В. К. Саблером (28 авг. 1890), св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (21 апр. 1893), к-рому игумения подарила пояс и портфель для бумаг, вышитые золотом по бархату. 19 окт. 1888 г., когда имп. Александр III с семьей возвращался после крушения царского поезда на ст. Борки, игум. София впервые встретилась с ним и преподнесла икону Спасителя (по др. источникам, Ярославскую икону Божией Матери). 1 сент. 1902 г. в кафедральном Сергиево-Казанском соборе состоялся молебен по случаю посещения Курска имп. св. Николаем II Александровичем. В храме игум. София встретилась с императором, поднесла ему от имени обители икону Св. Троицы и образ мц. Александры для царицы св. Александры Феодоровны.

Сохранилось «Духовное завещание» м. Софии, к-рое заканчивается словами: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!» Скончалась подвижница на 92-м году жизни. Считается, что по смерти игум. София обрела у Господа дар хранить родную обитель (Пузикова. 2007).

22 окт. 1909 г. настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была назначена мон. Емилия (Лебедева; † 1947). При ней 2 дек. 1909 г. Курское епархиальное управление рекомендовало духовенству епархии обращаться с заказами по шитью верхней священнической одежды (ряс, подрясников) и головных уборов (скуфей, камилавок) в К. м., где имелась специальная мастерская. В 1911 г. в Троицкой ц. был освящен сев. придел во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского; ризница переведена в зап. часть храма. По инициативе игум. Емилии был построен и 25 сент. 1911 г. архиеп. Курским Питиримом (Окновым) освящен 3-этажный корпус, в к-ром разместилась церковноприходская школа, рассчитанная на 100 детей. 21 апр. 1915 г. ученицами церковноприходской школы при К. м. для раненых воинов, находящихся на лечении в епархиальном Знаменском госпитале-санатории, была представлена пасхальная литературно-муз. композиция. Игум. Емилия являлась членом комиссии по заведованию госпиталем и заботилась о пожертвованиях для больных воинов. Послушницы трудились в госпитале сестрами милосердия. 2-3 дек. 1915 г. К. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна.

В 1905 г. в К. м. проживали 44 монахини и 426 послушниц, в 1916 г.- 85 монахинь и 615 послушниц; обитель владела 170 дес. земли. В нач. XX в. в мон-ре 2 года жила послушницей буд. эстрадная исполнительница Н. В. Плевицкая. После эмиграции певицы в Париже вышла книга ее воспоминаний, в которой рассказывалось и о повседневной жизни К. м. рубежа XIX и XX вв.: «Монастырский двор был выстлан красным кирпичом в елочку. У каждой кельи цветов было множество... Монахини живут здесь на свои средства, это не общежительный монастырь, все работают сами для себя, и каждая по своим способностям имеет достатки; только уж очень престарелые живут за счет монастырский. Мне средства к жизни доставляли из дома. Чтобы постричься в монахини, нужно прожить в монастыре не меньше трех лет, неся послушание, а потом сделать вклад в триста рублей» (Плевицкая Н. В. Дежкин карагод: Восп. СПб., 1994. С. 29, 58). Постриги по традиции совершали архимандриты и иеромонахи курского Знаменского муж. мон-ря.

1920-2015 гг.

4 марта 1920 г. на территории К. м. власти организовали концентрационный лагерь принудительных работ. В газ. «Курская правда» от 18 мая 1920 г. сообщалось: «Первое время в лагере находилось около 14 заключенных, в настоящее время число заключенных доходит до 75 человек, большинство из заключенных краткосрочные - от 2 до 6 месяцев, 6 человек осуждены на принудительные работы до окончания гражданской войны, 2 человека - на 5 лет и 1 на 3 года. В порядке обязательных работ заключенными были оборудованы бани, очищены некоторые общественные площади во время «недели санитарной очистки». Имеющиеся специалисты по счетоводству, мельничному и печатному делу работают по своей специальности. Работают по 8 часов. При посещении лагеря бросаются в глаза чистота и порядок». Согласно отчету за февр. 1922 г., «при лагере имеется портняжная, сапожная, столярная мастерская, плотницкая, кузнечная и слесарная мастерские».

В ночь на 14 авг. 1921 г. в К. м. был совершён поджог с целью выселения монахинь. Архиеп. Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) сообщил Святейшему патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Беллавину): «Пожаром уничтожено 3/4 монастырских построек, и пострадали все три монастырских храма, из коих храм, существующий более трехсот лет, во имя Смоленской Божией Матери, окончательно выгорел, остались одни каменные стены, а остальные храмы - во имя Святой Троицы и Новодворской иконы Божией Матери - сильно пострадали; крыша на всех храмах сгорела. Для восстановления пострадавших храмов требуется не менее девятисот миллионов рублей, не говоря о четырехстах сестрах монастыря, из которых много престарелых, остаются без крова, одежды и пропитания». Архиерей просил помочь мон-рю пожертвованиями. На бедствие откликнулась братия Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни, перечислившая 250 тыс. р. на восстановление обители. В 1921 г. Александро-Невский скит был преобразован в мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Антония (Гадяцкая).

В авг.-сент. 1923 г. обитель и храмы были закрыты, имущество разграблено, монастырские помещения заняли различные учреждения и жилуправление. В 1923-1925 гг. в К. м. размещались Музей искусств и историко-археологический и кустарный музей, к-рые в 1925 г. объединились в Курский губ. краеведческий музей. В 1930-1984 гг. на территории мон-ря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г.- Научно-методический центр Управления культуры и б-ка для слепых. Однако, по нек-рым сведениям, монашеская община при К. м. продолжала существовать. По воспоминаниям, монахини проживали в Курске, зарабатывая на жизнь тем, что стегали одеяла. Часть сестер в 1932 г. проходила по уголовно-политическому делу т. н. Контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители Церкви», которую возглавлял архиеп. Курский и Обоянский сщмч. Дамиан (Воскресенский).

В 1942 г. К. м. был открыт, к 1947 г. в обители числились 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц. 8 июня 1947 г. указом Святейшего патриарха Алексия I настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была утверждена бывш. казначея мон. Агния (Меленина). В июле 1950 г. К. м. был закрыт, имущество по распоряжению Курского еп. Нестора (Сидорука) передано в нижний Троицкий храм. В том же году купол над св. воротами был разобран, здание храма реставрировалось как исторический памятник республиканского значения.

Летом 1993 г. часть храмового комплекса была передана Курской и Белгородской епархии. В здании церкви разместились классы и церковь Курской ДС. 26 авг. 1993 г. состоялось архиерейское освящение церкви, возобновились богослужения. В семинарский Троицкий храм была передана монастырская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

26 февр. 1994 г. решением Синода К. м. был открыт. Мон-рь возглавляла мон. Серафима (Коноваленко), с 26 дек. 2002 по 24 дек. 2004 г.- мон. Нина (Бодяк; в схиме Иоанна; † 2005). 14 авг. 2004 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) в К. м. была переведена жен. община, сложившаяся при Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре под духовным рук. схим. Антонии (Сухих). 17 авг. 2004 г. указом митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) схим. Антония была назначена благочинной мон-ря. С 11 апр. 2006 г. настоятельницей являлась мон. Сусанна (Барыкина; с 2012 игумения). 14 окт. 2006 г. часть сестер переехала в Алексия, человека Божия, женский монастырь в пос. Золотухино.

К 2015 г. восстановлены храм Новодворской иконы Божией Матери (главный придел освящен 13 янв. 2015), Смоленская ц., колокольня, ремонтируется Троицкий храм с приделами свт. Иоасафа Белгородского, прп. Серафима Саровского и Рождества св. Иоанна Предтечи. С 2005 г. в К. м. действуют воскресная детская школа, детская театральная студия, с сент. 2011 г. открыт правосл. Центр духовно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В обители существуют исторический кабинет и архив, ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В результате исследований на курском Никитском кладбище выявлено более 30 захоронений насельниц мон-ря. На месте массового расстрела в 1937-1938 гг. в лесном урочище Солянка установлен поклонный крест-Голгофа.

Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконе... о курском Знаменском мон-ре... сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших такожде и из рукописи летописца в курском Знаменском мон-ре находящемся. Курск, 1792.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 882; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 8; Емилия (Лебедева), игум. Курский Св.-Троицкий жен. монастырь: Кр. ист. очерк. Курск, 1912; Курск: Очерки из истории города. Курск, 1957; Арцибашева Т. Н. Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь // Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 194-205; Илария (Трофимова), мон. Из истории Курской благотворительности сер. XIX - нач. ХХ в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен. мон-ря) // События и люди в док-тах курских архивов. 2007. Вып. 5. С. 13-16; она же. Духовные традиции Курской земли // Тр. 3-й междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы регионоведения». Курск, 2008. Ч. 2. С. 96-101; она же. Монастырское жен. образование в сер. XIX - нач. XX в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен. мон-ря) // Пути Промысла Божия и святоотеч. наследие: Сб. докл. XV Междунар. Рожд. образоват. чт. М., 2008. Вып. 1. С. 156-165; она же. По страницам монастырской летописи: (Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь) // События и люди в док-тах курских архивов. 2009. Вып. 7. С. 28-41; Дюдина Е. А. Обзор док-тов Монастырского приказа и Коллегии экономии по истории курского Св.-Троицкого мон-ря // Наука и религия в совр. образовании: Мат-лы 3-х науч.-образоват. Знаменских чт. (13-16 марта 2007). Курск, 2007. Т. 1. С. 103-109; Пузикова Е. А. Игум. София: Ист. портрет // Там же. С. 234-240; Каширина В. В. Письма прп. Макария Оптинского к игум. Курского Троицкого мон-ря Алевтине (Недельской) // История и перспективы церк.-обществ. соработничества в России: Мат-лы 7-х Всерос. науч.-образоват. Знаменских чт. (22-25 марта 2011). Курск, 2011; Новиков Н. Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь. Курск, 2014; Рыжков П. Старейший храм теперь во всей красе // Курский вестн.: Газ. 2015. № 4. С. 4.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Курская митрополия Русской Православной Церкви, образована постановлением Священного Синода от 26 июля 2012 г. в административных границах Курской области Курский во имя Святой Троицы женский монастырь (Курской и Рыльской епархии Курской митрополии)
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии